г. Выкса, ул. Спартака, д. 33

Интервью с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца в Риме

Интервью с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца в Риме

– Отче, расскажите, как у вас налажено православное образование за границей. Ведь это особое дело – в мире, который окружен неправославными людьми, воспитывать детей именно в православной вере, давать им православное образование.

– Здесь есть два аспекта – первый, это то, что, действительно, мы за рубежом и оторваны от своих корней, а второе, то, что нам в этом отношении проще. Почему? Мы знаем, что в подавляющем большинстве итальянских школ преподают катехизис, то есть практически то же, что мы преподаем на занятиях по основам православной культуры. У нас в чем особенность? Ведь каждый приход неповторим. Как в семье – родные братья, но жизнь неодинаково складывается. То же самое приходы, даже в одном городе: состав, послушания мирские, то есть где трудятся люди, из каких стран, то есть везде свои особенности. Если брать наш приход святителя Николая, то у нас есть воскресная школа при храме, две группы – младшая и старшая, и две школы русского языка. Это школы, которые вышли из нашей воскресной школы. 13 лет назад был создан первый класс, там были занятия по русской речи, языку, литературе, истории государства Российского, конечно же, о православии. Этот класс вырос, это были дети наших эмигрантов из разных государств постсоветского пространства, потом появилось несколько классов, потом небольшая школа, потом стали арендовать помещение, в 2011 году школа насчитывала уже около 100 человек, мы проводили занятия, к концу года школа уже не вмещала всех, пришлось разделиться. Сегодня у нас две школы, по милости Божией, в одной 180, в другой 150 человек. Мы арендуем помещения для занятий, и по субботам проходят школы русского языка – примерно с 9.00 до 16.00. Там преподаются русский язык, русская литература, математика, английский, рисование, пение, духовные беседы, история, краеведение.

Занятия начинаются в сентябре с молебна и благословения в каждой школе, и начинается учебный процесс. Большие праздники межшкольные это «Здравствуй, осень золотая», Новый год встречаем, Рождественский праздник, «Здравствуй, масленица!» (или (Прощай, масленица!», в зависимости от того, в какой день проводится праздник), Пасха, День славянскрй письменности и культуры. В этом году мы также впервые провели с 14 марта Неделю православной книги – открытые уроки общешкольные. И в конце – выпускной. И так потихонечку культура, по милости Божией, сохраняется.

– Туда ходят только наши дети или и итальянцы, которые интересуются русской культурой?

– Если брать состав деток, то 10% – это дети из полноценных семей из России, Украины, Беларуси, Молдовы, где оба родителя православные. Примерно 80% – из семей, где один из родителей , или папа или мама, итальянцы. И оставшиеся около 10% – из итальянских семей. Возможно, у кого-то были какие-то корни, или им просто интересно.

– Предмет «Основы православной культуры» преподается в посольских школах?

– Храм святой мученицы Екатерины там проводит беседы. Мы как-то присутствовали с теперь уже владыкой Антонием, нас приглашали на «Первый звонок», на встречи с детьми. Я знаю, что были экскурсии в храмы, тем более, что посольство находится рядом с храмом.

– Батюшка, Вы недавно буквально за трапезой преподали всем хороший урок, задав вопрос: «Когда производится Таинство Миропомазания, и народ дружно ответил: «Во время Таинства Крещения». А бывают у вас какие-то катехизические беседы для взрослых? Или толькодля детей?

– Каждое воскресенье у нас с 3-х и примерно до 5-ти часов дня проводится беседа со взрослыми. Если какой-то новый фильм появился хороший, то мы постараемся его посмотреть. Такие, например, как «Форпост», «Поп», такие особо привлекательные. о которых начинают говорить. Смотрели недавно фильм про монастырь в Дании, еще фильм о том, как в Пермской области братия ушли в лес, поставили там скит, то есть о том, как люди посвятили себя Богу – удивительный такой фильм. Это документальный фильм. Мы смотрим в большей степени документальный фильмы – об обителях, об их истории. То есть такое просвещение идет постоянно. Дело в том, что люди здесь меняются, они приезжают зарабатывать, им надо трудиться, экономическая ситуация у многих не совсем благоприятная, приходится выезжать на заработки сюда в Европу. И люди, которые ходили в храм дома, здесь тоже первое, что стараются сделать, это найти храм, потому что им тяжело, а здесь они находят отдохновение сердечное. То есть многие идут «дорогой волхвов» – не приходят как пастушки сразу через поле, чтобы поклониться Христу, а идут издалека.

– То есть получается, что ваш храм продолжает традиции русских зарубежных храмов тем, что помогает русским и русскоязычным оставаться русскими за границей, не потеряться, не раствориться.

– Сегодня состав нашего прихода – это два представителя первой волны русской эмиграции, и все остальные, за исключением нескольких итальянцев, – это так называемая четвертая волна русской эмиграции.

– А Вы общаетесь с другими представителями нашей Церкви в зарубежье? Есть какие-то общие проблемы, которые связаны с образованием, с катехизацией? Может быть, у Вас есть какой-то опыт, которым можно было бы поделиться?

– Повторюсь, что каждый приход уникален. Даже только в Италии приходы не одинаковые. Приходы в центральной части отличаются о тех, что находятся на юге или на севере. Соответственно швейцарские приходы отличаются от австрийских, голландские от немецких. Есть «стационарные» , то есть с большинством постоянных прихожан, и «нестационарные» приходы. Если стационарный – на сколько процентов. В нестационарных люди постоянно обновляются, кто-то приезжает, потом возвращается, потом новые приезжают. То есть нужно постоянно повторять то, что мы уже говорили год назад – что такое Таинства, почему это надо, что вот такой пост, что история Церкви такая, хотя бы краткие азы катехизации давать.

– Нужна ли помощь из России – какие-то книги, что-то еще? Может быть, чего-то не хватает, что можно было бы сделать, и это было бы в помощь?

– Слава Богу, сейчас все есть. Есть добрые люди, которые все привозят, что нужно. Как только появляется новинка, у нас она практически сразу появляется тоже. За последние лет 10 проделан колоссальный объем работы – появилось много методической литературы, много учебников, для всех возрастов, появилось много лирической, христианской художественной литературы, выбор очень большой. Многое привозят, многое есть в сети, что можно почерпнуть, распечатать, в том числе программы. Мы когда благословляем с завучем ту или иную программу, сначала просматриваем, сколько детей к нам записалось, кто пришел, если детей стало больше, значит, надо еще одну группу, как это распределить по воскресеньям, смотрим, когда национальные праздники государства, потому что если праздник, значит, в этот день детей не будет, потому что родители традиционно поедут куда-то отдыхать, вобщем, учитывая все это строится программа.

– Дети какого возраста ходят в воскресную школу? Есть ли проблемы с молодежью 12–16 лет? Уходят ли подростки из храма? Что помогает их удержать?

– Приходят дети от 4-х до 15-ти лет. Если дети из верующей семьи, где родители молятся, то проблем с молодежью нет. Помогает вовлечение молодежи в жизнь общины. Допустим, воскресная школа. Те дети, которые учились у нас несколько лет назад и уже подросли, сегодня приходят и помогают преподавателям, как когда-то «пионервожатые». Им самим интересно, они возятся с маленькими, помогают принести обед или что-то еще. Конечно, дети помогают в алтаре. И потом, мы стараемся не сидеть только на приходе, каждый месяц, а порой два раза в месяц мы совершаем паломничество – по Риму, где, слава Богу, предостаточно святынь, которые Господь дал нам обильно, мы выезжаем на природу с детьми и родителями, то есть они не в стороне, они востребованы, им радостно, мы вместе. То есть такая семья получается, нормальная общинная жизнь. Как это и везде. Так было и, слава Богу, есть.

– А принимают участие ребята в каких-то общецерковных конкурсах, например, «Красота Божьего мира»?

– Мы приняли участие несколько лет назад. Мы с батюшкой тогда, отцом Антонием, получили циркуляр, провели конкурс, в том числе в школах русского языка, было около 30 работ, создали комиссию, отобрали лучшее, были очень хорошие рисунки, тем более, что дети из-за границы, которые редко видят православные храмы в таком обилии, как у нас дома их видят дети, когда просто идут по городу – святыня, монастырь, поклонный крест, источник – но дети это отобразили очень прилично. К сожалению, нам ничего не пришло, хотя бы ответ, что наши рисунки получены, а ведь для наших деточек это было очень важно, что их помнят, их знают, их любят… Вот такая у нас была ситуация, и как-то потом мы больше не принимали участие.

– Не опускайте рук, батюшка, принимайте участие. Благодарю Вас за беседу.

– Да, будем надеяться. Спаси Господи!

Источник: Синодальный ОРОиК.