г. Выкса, ул. Спартака, д. 33

«Передать опыт от сердца отца к сердцу сына»: иеромонах Геннадий (Войтишко) о воспитании будущих поколений

«Передать опыт от сердца отца к сердцу сына»: иеромонах Геннадий (Войтишко) о воспитании будущих поколений

Руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) принял участие в пленарной дискуссии, которой открылся пятый региональный этап XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений. На заседании, посвящённом роли педагогов и семьи в сохранении наследия Великой Победы, иеромонах объяснил, почему так важно самому верить и сопереживать тому, чему учишь детей.

В ходе дискуссии ведущий, которым выступил директор по региональному развитию радио «Вера» Денис Александрович Маханько, обратился к иеромонаху Геннадию с вопросом: как рассказывать уже оторванной от памятных событий на целых 75 лет молодёжи о Великой Отечественной войне так, чтобы это трогало их сердце, а не вызывало скуку:

— Это уже целая жизнь, молодые люди, в отличие от нас, уже никак с теми событиями не соприкасаются. У них даже нет таких замечательных дедушек-ветеранов, которые были у нас.

Отвечая на вопрос ведущего, отец Геннадий рассказал о своем детстве и подчеркнул необходимость передавать детям наследие и опыт из поколения в поколение, и делать это с горящим сердцем:

— Я родился и вырос в Бресте, и мы чуть ли ни каждую неделю бывали в Брестской крепости. Можно даже выразиться, что я вырос на её руинах. Для нас было важным понимание того, что Великая Отечественная война была не просто в каких-то учебниках. Мы, будучи пацанами, залезали в казематы и видели расплавленные кирпичи — это само по себе было ужасным, но факт того, что плавились кирпичи, а люди еще продолжали сражаться… Я помню, как мы обсуждали это с ребятами в своё время — как это вообще было возможно?

Когда ты прикасаешься к живой истории, тогда это тебя касается напрямую. Когда ты прикасаешься к каким-то мифологемам, возникает ассоциация — а вдруг это действительно мифы? Может, этого не существовало?

Для меня кажется очень важным, и в работе воскресных школ в том числе, что можно передать детям и в целом другим людям только то, что ты сам имеешь. Если в твоём сердце абсолютный пепел, а не горящий огонь, ты не сможешь ничего рассказать и убедить в чём-либо.

Приведя в пример цитату из 12-й главы книги «Исход» из Ветхого Завета, в которой Господь давал повеления народу Израиля, священник отметил, что только так, «передавая опыт от сердца отца к сердцу сына», можно действовать:

— По-другому невозможно убедить человека стоять до конца, когда камни плавятся. Ради чего? Ради спасения своей собственной шкуры?

Отец Геннадий призвал педагогов перечитать эту библейскую главу и обратить внимание на «педагогически грамотные позиции», которые лежат в основе повелений Господа. Священник пояснил, что в 12-й и 13-й главах вышеупомянутой книги, «постоянно повторяется эта цепочка последовательности событий», которая и помогает понять «кто мы есть».

— Ценности — это не просто абстракция, красивые слова, которые мы привыкли на наших «высоких» собраниях говорить. Духовно-нравственные ценности — а что за этим стоит? Люди не понимают.

И тут у нас есть выбор – научиться мотивировать своё поведение, исходя либо из наших потребностей — потребностей тела, потребностей живота нашего — либо из ценностей. Тех ценностей, в которых отдать жизнь за брата своего — это великое благо. Когда отдать все, что у тебя есть для того, чтобы другой жил — это благо. Это про любовь, а не про красивые слова.

Пастырь отметил, что когда «начинаются красивые слова в педагогике, дети эту фальшь слышат»:

— И для нас, для педагогов, очень важно, чтобы в то, о чем мы говорим, не просто верили – «да, я признаю, что так было», а чтобы мы этим жили. Это и про отношение к героям в том числе.

Для меня совершеннейшим было потрясением, что в таком городе, третьем по значимости в России, нет значимого места, Вечного огня, посвящённого героям-победителям. Это дикость и нонсенс. Куда наши дети могут прийти и посмотреть, склонить свою голову? Я помню, мы приходили – у нас была «Вахта памяти» в Брестской крепости. Мы стояли у Вечного огня. Куда дети и подростки могут прийти на такую «вечную память» в Екатеринбурге? Для меня это большой вопрос.

В завершение своей речи иеромонах Геннадий ещё раз подчеркнул, что «передача этой памяти — это не передача какой-то абстрактной суммы знаний»:

— Это передача того огня, который горит у тебя в сердце или потух. Либо пепел там, либо настоящее что-то, живое, что дети видят и определяют — на самом ли деле ты веришь в эту победу или нет. Это про цельность нас самих – кто мы есть на самом деле? Это оторванность нас от цельного контекста истории России не с какого-то там 17-го года, а более 1000 лет.

Отец Геннадий пояснил, что молодые люди не осознают себя в контексте большой истории:

— Это наша драма, наша большая трагедия. И кстати, это одно из самых тяжелейших наследий большевистского режима. И одна из задач педагогического воспитания — показать эту цепочку преемственности, что ты не щепка какая-то болтающаяся в современной псевдокультуре, а что у тебя есть отец, что у тебя есть дед, и увидеть себя в контексте этой мировой истории.

Напомним, дискуссия на тему роли педагогов и семьи в сохранении наследия Великой Победы состоялась в рамках пленарного заседания на открытии пятого регионального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, которое прошло 29 октября 2019 года в екатеринбургском Дворце молодёжи.

В дискуссии приняли участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, заместитель председателя Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» Леонид Петрович Решетников, руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко) и руководитель отдела по делам молодёжи Екатеринбургской епархии, заведующий кафедрой гуманитарного образования СУНЦ УрФУ, кандидат исторических наук Алексей Леонидович Соловьёв.

Источник: Синодальный ОРОиК