г. Выкса, ул. Спартака, д. 33

Материалы для беседы с родителями в школе при выборе ОРКСЭ

Материалы для беседы с родителями в школе при выборе ОРКСЭ

Материалы для беседы с родителями в школе при выборе ОРКСЭ

«Если вы будите жить и учиться так,

чтобы ваша научность не портила нравственности,

а нравственность – научности,

то получится полный успех вашей жизни»

Прп. Амвросий Оптинский

Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его,

 а мы подставим столбик, то оно станет прямым;

если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым;

 если оно вырастет, хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять,

 то оно треснет и сломается. Так и наши дети. Пока они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели,

когда им не будет страшна никакая опасность.

Старец Филофей

Мировой педагогический опыт накопил немалое количество разных систем воспитания, подчас взаимоисключающих друг друга. Психология как дисциплина родилась в России, но в середине 20-х годов прошлого века от неё отказались, в том числе и в 30-х годах ХХ века в педагогической науке. Ещё ранее произошло отделение школы от церкви и уничтожение всего, что составляло духовное основание педагогики. Получился этакий «всадник без головы». В практику воспитания он вошёл под лозунгом, которого до этого не знал ни один народ, ни одна нация: «Детям – счастливое детство!». До этого детство было временем подготовки к взрослой трудной и ответственной жизни. Вместо этого появилось время беззаботное.

 К слову сказать, на западе нравственная психология применялась лишь в работе над структурой ЭГО, то есть своего «Я». У нас же этими проблемами не занимались вовсе. Сегодня в образовательных учреждениях нередко пытаются применить западные модели воспитания, но надо помнить и знать, что эта система имеет лозунг: «Знания ради знаний и материального благополучия». Поэтому, по мнению православных психологов и педагогов, это неприменимо в отношении российских детей.

Если общество и государство нуждаются в образовательных моделях, содержащих духовно-нравственные компоненты, то нелишне отметить, что незыблемый фундамент для построения целостной и действенной педагогической системы нравственного воспитания детей заложен в многовековом опыте православной педагогики.

Жизнь воспитанника начальной школы зависит от личного участия в ней каждого педагога и наставника, а духовно-нравственное воспитание должно осуществляться на принципе интеграции основ Православия в повседневную жизнь класса. Педагог распознаёт в ребёнке зарождающиеся духовные привычки и с любовью и терпением исправляет их. Если педагог видит в каждом ребёнке образ Божий, то он и развивает такие христианские добродетели, как милосердие, доброту, послушание, великодушие, прощение, оправдание, любовь к ближнему. Содержание такого воспитания определяется необходимостью создания условий для пробуждения и развития духовной жизни, сохранения внутреннего мира ребёнка от власти страстей и греха, развитие всех разумных сил души, познания себя и мира как Божьего творения и осознания своего особого призвания в этом мире. Знакомство детей с Православием не сводится к запретам – нужно показывать его красоту.

Одна из педагогических ошибок родителей – их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.

Почему курс ОРКСЭ введен именно с этого возраста?

В возрасте 10 лет ребенок становится младшим подростком. Младший подростковый возраст (учащиеся IV - VI классов) – один из самых сложных периодов развития школьников. Возрастной кризис вызван переходом от детского возраста к подростковому, когда происходит становление нового самосознания, активно развиваются творческие способности, пробуждается интерес к себе, как ко взрослому члену общества (впервые по-взрослому пытается понять окружающий мир, себя и свои возможности в нем), существенно повышается самооценка, укрепляется чувство собственного достоинства, заметно повышается уровень личностных притязаний. Одна из особенностей – 10-летний подросток в общении скорее ориентируется на сверстников, чем на родителей и учителей.

Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточное число общих тем, личностного общения. Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Однако именно в этом возрасте он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком.

Одним из шагов на этом пути может стать курс «Основы религиозной культуры и светской этики». Обязательное условие этого курса – тесное сотрудничество педагога с родителями, с членами семьи. Для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения – это его родители, поэтому большинство тем курса посвящено изучению таких важных моментов, как почитание родителей, сохранение семейных реликвий и традиций. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Благополучие детей в семье зависит от обстановки в ней, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых переживать все проблемы ребёнка, от умения родителей вовремя подобрать нужное слово – с учётом всего этого и развивается доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. У человека всегда есть то, что он способен передать своим детям и внукам независимо от времени, – любовь, честность, порядочность, доброе имя. Совет: разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Воспитание всегда наполнено ценностями, идеалами, нравственными примерами. Где нет ценностей, нравственных приоритетов, передаваемых от старших к младшим, там нет и воспитания. Если родители верующие, то проблема содержательного наполнения семейного воспитания решается сама собой: содержание религиозного воспитания (православного, мусульманского и другого) переносится в семью и адаптируется к ее условиям. Верующие родители могут аргументировано объяснить детям, почему нельзя поступать плохо, раскрыть перед ними личностные смыслы нравственного поведения. Важно при этом, что их словесные аргументы подкреплены религиозным укладом семейной жизни, т.е. слова и поступки родителей в глазах детей не расходятся.

В гораздо более сложном положении находятся семьи, где родители не придерживаются той или иной веры. Их в современной России немало, и такие родители испытывают немалые трудности, пытаясь объяснить детям, почему следует придерживаться правил нравственного поведения. Это, действительно, трудно. Почему не следует лгать? Найдётся множество весомых аргументов в пользу лжи, которая помогает избежать наказаний, скорее получить желаемое, манипулировать людьми. И только один – против лжи: лгать плохо, безнравственно. Согласитесь, слабый аргумент, особенно после того, как ребенок спросит: «Почему плохо? И что значит «безнравственно»? Прибавьте к этому кинопродукцию, которую они в больших количествах поглощают ежедневно, заполненную привлекательными героями, ведущими легкую, сытую беззаботную жизнь, не отягощенную выполнением моральных норм. И то, как нередко наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, – великий и бесценный дар? Ведь если мы сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и не доказываем это на своём примере, как мы сможем объяснить это детям?

Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Наверняка у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, своё представление о добре и зле. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание этого предмета.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они принимают мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому. Особенность нашего времени в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь – диалог родителей и детей, основанный на взаимном и искреннем уважении родителей и детей, их желании слышать и понимать друг друга.

По курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Они подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью выполнения таких заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Задания, которые важно выполнять вместе: складывается живое общение, диалог-обсуждение тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем школьников с родителями дома и с учителем на уроке.

Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам. Возможно, некоторые родители посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов. При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, родители, бабушки, дедушки учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, звучащие в классе, могут стать объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.

Таким образом, дисциплины модуля ОРКСЭ, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру, заметно расширяют содержание речевого общения родителей и детей.

Чтобы сделать его более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами. Уделите время ребенку. Задайте ему несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше, сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Рассказ о самом курсе ОРКСЭ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, учебный курс ОРКСЭ в объёме 34 часа, рассчитанный на обучение в 4 классе, является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. На понимание значения этих традиций в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Курс включает в себя 6 модулей, один из которых изучается учащимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Каждый из шести модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Большинство учащихся, совместно с родителями, выбирают модуль «Основы православной культуры», и это не случайно. Культуру составляет все, что создается человеком, людьми для жизни. Это принятые обычаи, законы, нормы поведения. Соответственно, православная культура – это все, что создано верующими в Бога православными христианами. Более 1000 лет назад, в 988 году, совершилось Крещение Руси, русский народ принял христианскую веру, православие. Эта культура развивается на огромных просторах России: строятся и восстанавливаются храмы, пишутся иконы, народ хранит обычаи и нравственные правила, позволяющие разумно жить в этом мире каждому человеку. Об этом дети и узнают на уроках ОПК. Религия по одному из значений этого слова, означает «связывать», «воссоединять», поэтому в религии устанавливаются, сохраняются и соблюдаются такие правила жизни, которые соединяют человека с Богом как источником добра, истины и красоты.

Еще родителями выбирается такой модуль как «Основы светской этики». Вспомним, что обозначает слово «этика», пришедшее к нам из Древней Греции и переводимое как «нрав», «обычай». Этот курс знакомит с правилами поведения и тем, как вести себя в обществе, в свете. Основные понятия: вежливость, добро и зло, дружба и порядочность, честность и доверие. Цель курса – помочь познать этику общения и правила этикета, чтобы в жизни ребенок мог руководствоваться этими правилами, стать культурным и воспитанным человеком.

Можно ли за один год этого курса воспитать в ребенке моральные нормы? Безусловно, моральные нормы невозможно сформировать за один учебный год. Но именно в возрасте десяти лет младший подросток начинает серьезно задумываться над вопросами нравственности, именно в этом возрасте идет процесс формирования его личности. И то, каким он будет, зависит от ценностных ориентиров, заложенных в нём в это время. Поэтому 10-летний возраст – важный именно для духовно-нравственного развития.

Место ОРКСЭ в программе обучения. Итак, курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. Кроме того, по месту в учебном плане и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Во-первых, четвёртый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов в качестве основного ресурса самообразования. Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Учебный курс ОРКСЭ, с одной стороны, дополняет обществоведческие аспекты предметов «Литературное чтение», «Искусство» и подобных. С другой стороны, ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Какие проблемы возникают у учителя, преподающего предмет «Основы православной культуры» (ОПК)? Во-первых, конечно проблемы, связанные с освоением его предметного содержания: необходимости знания хотя бы азов православия, чтобы не искажать его сути, и определенного понимания культуры.

Во-вторых, проблемы использования основных идей ФГОС на образовательном поле: применение системно-деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий в курсе ОПК, выбор адекватных педагогических технологий, методик и т.д.

В-третьих, методологические проблемы, связанные с ответами на вопросы: Что является содержанием обучения и основным предметом освоения учебной дисциплины? Каковы истинные цели и задачи обучения, как решить эти задачи? Какова роль учителя и ученика на уроке?

Учитель не только автор урока, но один из героев, когда происходит некое раздвоение – «у меня есть авторское понимание происходящего на уроке, но внутри него мне, как участнику коммуникативного события, отведено сейчас место как одному из равноправных действующих лиц». Другими словами, на таком уроке учитель реализует совершенно иные коммуникативные цели: не «сообщить информацию о…», а «поделиться мыслями и чувствами». Тогда в сознании учеников возникает позитивный образ учителя, у них возникает желание работать в предмете: «я хочу с этим учителем делить свое знание». Опыт преподавания ОПК в 4 классах свидетельствует об эффективности именно такого подхода, при котором учитель создает ситуацию общения ученика с автором и героем произведения, для которых православная вера есть сущность и основание мировоззрения, т.е. ситуацию общения с идеальным православным христианином.

Переживая вместе с героями произведений происходящие события, размышляя вместе с ними о смерти и воскресении Христа (в романе Ивана Шмелева «Лето Господне»), о совершенных грехах (в рассказе Василия Никифорова-Волгина «Великий Пост»), учащийся и приобретает те поведенческие и мыслительные стратегии, которые характерны для православного человека. Идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение – в настоящее время одна из наиболее плодотворных социокультурных идей в сфере гуманитарного мышления. В контексте этой идеи можно предположить, что коммуникативное событие на уроке ОПК возникает тогда, когда предметом общения учителя и учащихся становится произведение православной культуры.

По мнению ряда исследователей, «основная цель обучения есть формирование культуры предметного мышления: исторического, математического и т.п. В жизни преимущественно это обеспечивается не передачей и усвоением информации, а восприятием культуры общения. В этом случае передача и получение информации лишь средство, при помощи которого мы совершаем эффективное общение – результативное общение, при котором реализуется коммуникативная задача как практического, так и духовного плана».

Реализуя эффективное общение, мы превращаем урок в коммуникативное событие, когда случается что-то непредвиденное, в сфере взаимодействия сознаний при общении что-то меняется: личностная картина мира, жизненная позиция или система ценностей. Причем это изменение должно быть и для учителя, и для ученика.

Следуя логике, стратегическая цель учителя ОПК – формирование культуры православного мышления. Подчеркнем, что это никак не связано с воцерковлением ребенка, ибо воцерковление личности – задача семьи и Церкви.

 Разработку ряда учебных занятий в выбранном ключе и соответствующее методическое описание можно посмотреть:

- в учебно-методическом пособии для учителей общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов «Основы православной культуры: первые уроки в школе» авторов С.Б.Владова, А.М.Денисов, Н.П.Шитякова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012, 195 с. – серия «Педагогическая мастерская»;

- Игумен Георгий (Шестун). Православная культура – предмет, открывающий свет. Режим доступа http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37909.php

- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: «Баласс», «С-инфо», 2002.

Беседа в детском саду.

Беседа на родительском собрании по выбору ОПК.