г. Выкса, ул. Спартака, д. 33

На Всероссийской конференции в Москве обсудили эффективность ОРКСЭ

На Всероссийской конференции в Москве обсудили эффективность ОРКСЭ

Мероприятие прошло по заказу Министерства просвещения Российской Федерации и было реализовано Союзом «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» и ООО «Альмира» при научно-методической поддержке МПГУ.

На конференции обсудили вопросы реализации и повышения эффективности преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), предметов, модулей, курсов, дисциплин, направленных на изучение духовно-нравственной культуры народов России.

В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов управления образованием, директора и учителя школ, преподаватели и научные сотрудники вузов, философы, психологи, педагоги, теологи, религиоведы, представители Русской Православной Церкви и других религиозных организаций — участников образования по ОРКСЭ.

В рамках пленарной секции выступили представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов и Игорь Витальевич Метлик.

В докладе «Совершенствование преподавания религиозных культур и светской этики и формирование российской гражданской идентичности школьников » руководитель Научно-методического кабинета Синодального отдела Игорь Витальевич Метлик напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что главная цель духовно-нравственного образования состоит в приобщении ребенка к традиции, в которой живет его семья. Основными задачами изучения православной культуры в школе являются воспитание детей на основе традиционной духовной культуры русского народа, приобщение к ней во всех ее аспектах — от мировоззрения до образа жизни, нравственное воспитание на основе православных христианских норм, идеалов, ценностей. Как указано в соответствующих методических документах — формирование ценностно-смысловой сферы личности школьника с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи, выбирающей для своего ребенка изучение православной культуры.

 Игорь Витальевич отметил необоснованность попыток дискредитировать изучение религиозных культур народов России по выбору тезисами о том, что это противоречит задачам гражданского воспитания, формирования общей российской гражданской идентичности учащихся российской школы. Он также поднял проблему уже многолетнего сдерживания расширения преподавания религиозных культур, введения педагогически обоснованного преподавания в необходимом объеме, по всем уровням школы:

«Это главная, нерешенная проблема определяет почти все другие, о которых говорят педагоги, практики, и мы здесь на конференции, секциях тоже будем говорить. В том числе:

отсутствие статуса учебных предметов по религиозным культурам и светской этике как предметов. И опять в последнем проекте ФГОС начальной школы — «модули», а это не модули, а учебные предметы;

нет статуса учителя православной культуры или учителя определенной религиозной культуры и светской этики. Учитель ОРКСЭ, ОДНКНР — это ни о чем, да и такого даже статуса учителя сейчас фактически нет в школе;

у многих педагогов нет необходимой подготовки учителя по объему и качеству, и связано это, в основном, с тем же, минимальным объемом преподавания;

подготовка учителей к преподаванию религиозных культур — не носителей этой религиозной культуры, не заинтересованных личностно в обучении и главное — воспитании детей на основе нравственных норм, ценностей этой культуры, и неучастие религиозных организаций в их профессиональной аттестации и допуске к преподаванию;

конфессиональная экспертиза учебно-методического обеспечения в законе закреплена только в части примерных основных образовательных программ, но нет обязательной экспертизы учебников на федеральном уровне;

отношение родителей, педагогов в школе к ОРКСЭ как чему-то одноразовому, несущественному — опять упирается в гарантии духовно-нравственного образования, прежде всего в основной школе, 5-9 классах, где должен быть основной, систематический курс, а в начальной школе — пропедевтика.

 В заключение Игорь Витальевич отметил, что решение указанных проблем поможет повышению эффективности ОРКСЭ и в целом совершенствованию духовно-нравственного образования:

Реализация ОРКСЭ в экспериментальном формате достигла возможного максимума эффективности, это уже очевидно не первый год. Только полноценное, гарантированное преподавание религиозных культур и светской этики по выбору в учебном плане как минимум основной школы позволит и решать указанные проблемы, и в перспективе рассчитывать на реальные результаты обучения и воспитания.

Диакон Герман Демидов, руководитель сектора основ православной культуры выступил с докладом «Ценностные ориентиры преподавания православной культуры в школе». Он отметил, что:

Предметная область ОРКСЭ и по оценкам большинства родителей, учащихся, педагогов, представителей религиозных организаций, и по оценкам независимых экспертов – один из наиболее успешных и эффективно реализованных проектов в отечественном образовании последних лет.

Диакон Герман Демидов подчеркнул, что без полноценного преподавания религиозных культур на всех ступенях общего образования невозможно оценить совокупный воспитательный потенциал предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Воспитание — длительный процесс, который нуждается в соответствующей поддержке на всех этапах развития личности ребенка, подростка, молодого человека, взрослого. В этом смысле, со стороны государственных органов управления образованием должны быть предусмотрены, согласованы с религиозными организациями – участниками образовательных отношений соответствующие формы получения знаний о традиционных религиях на всех уровнях общего образования.

О. Герман отметил важность сохранения изучения религиозных культур и светской этики по выбору, с учетом мировоззренческих особенностей и потребностей семьи. Также недопустимо объединение всех религиозных культур и этики в формате одного предмета, т.к. тем самым нарушаются права граждан на мировоззренческий выбор в образовании, преимущественное право на воспитание своих детей, элиминируется воспитательная составляющая предметов по религиозным культурам, слитых в единый, фактически сравнительно-религиоведческий курс, не могущий обладать значимым воспитательным потенциалом.

Руководитель сектора основ православной культуры сделал акцент на необходимости качественной подготовке педагогических кадров для преподавания религиозной культуры:

Один из наиболее удобных и апробированных во многих странах способ: преподавание религий, религиозной культуры в школе выпускниками теологических факультетов, имеющих рекомендацию от соответствующей религиозной организации и профессиональную педагогическую подготовку.

В заключение о. Герман предложил возобновить деятельность организационных координирующих структур по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР на базе Министерства просвещения Российской Федерации с привлечением представителей научной общественности, РАО, РАН и традиционных религиозных организаций России.  

Источник: Синодальный ОРОиК