г. Выкса, ул. Спартака, д. 33

Рекомендации по организации дистанционной формы приходского просвещения детей и взрослых

Рекомендации по организации дистанционной формы приходского просвещения детей и взрослых

1. Данные рекомендации описывают дистанционные формы приходского взаимодействия с группами детей и взрослых в период режима повышенной готовности (см. «Инструкцию настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Русской Православной Церкви в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции», утверждена Священным Синодом 17.03.2020, журнал № 30).

2. В период угрозы заражения коронавирусной инфекцией на тех приходах, где есть кадровая и техническая возможность, рекомендуется организовать просветительскую деятельность со взрослыми и детьми в дистанционной форме.

3. Переход просветительских занятий с детьми и взрослыми на дистанционный формат взаимодействия не связан с необходимостью «уложиться в программу» или «выдать определенный объем знаний». Скорее это вызвано потребностью сохранить и поддержать доверительный, личный контакт приходского педагога с детьми и катехизатора с наставляемыми взрослыми.

Нужно помнить о том, что наставление в вере понимается не как схоластическая передача совокупности вероучительных определений, а как передача ценностей и смыслов. Процесс наставления в вере принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения информации.

4. Примерная модель реализации дистанционной формы приходского просвещения детей и взрослых:

настоятелем храма определяется ответственный за консультирование приходских сотрудников (педагоги, катехизаторы) и прихожан, желающих принять участие в онлайн-обучении, по использованию дистанционных образовательных технологий (технический консультант);

организуется тестирование системы дистанционного просвещения;

проводится онлайн-собрание сотрудников храма, ответственных за приходское просвещение, с целью поиска удобных и эффективных методов работы в режиме виртуального коллективного общения (с учетом возрастных особенностей детей и взрослых), планирования деятельности;

настоятелем утверждается и доносится до прихожан расписание просветительских мероприятий в дистанционной форме.

5. В соответствии с техническими возможностями приход организует проведение просветительских занятий для детей и взрослых (огласительные беседы, евангельские группы, занятия в воскресной школе, лектории для взрослых, молодежные собрания и т.д.) в формате вебинаров (видеоконференций) на удобной онлайн-платформе (например, Skype, Zoom или др.) через Интернет.

6. Особенности Skype как образовательной платформы (https://www.skype.com/ru):

бесплатная установка и использование;

простой интерфейс и управление;

возможность организации виртуальной встречи без регистрации и установки приложения (https://www.skype.com/ru/free-conference-call/);

возможность присоединения к онлайн-конференции до 50 участников;

возможность присоединения участников, не имеющих программы, по ссылке (в браузере GoogleChrome);

неограниченность времени групповой конференции;

возможность демонстрации экрана, записи конференции, чат-общения и т.д.

7. Особенности Zoom как образовательной платформы (https://zoom.us):

бесплатная установка и использование в базовом комплекте;

стабильное соединение, экономное использование памяти компьютера (а значит – более качественная связь);

возможность присоединения к онлайн-конференции до 100 участников;

ограничение 40 минут для групповых видеоконференций в базовом комплекте;

возможность демонстрации экрана и приложений на компьютере, рисовать и писать на онлайн-доске, записи конференции, чат-общения, разведения участников по «комнатам» для групповой работы и т.д.

8. Недопустимой является дистанционная работа с детьми в формате школьного обучения: «выдача задания для самостоятельной работы – оценка выполнения задания педагогом».

При этом возможно взаимодействие с детьми и их семьями, например, в формате «семейных марафонов» с творческими и интеллектуальными заданиями, онлайн-консультированием, коллективным обсуждением, виртуальными дискуссиями, чат-общением; в формате ведения дневников и последующего их онлайн-обсуждения (например, «Дневники Великого поста» Алексея Ширикова) и т.д.